Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена стремительной интеграцией процессов цифровизации во все сферы жизнедеятельности человека, и особенно в сферу обеспечения конкурентоспособности предприятий. Нам уже достаточно сложно представить себе нашу жизнь без цифровых технологий, они помогают нам ежедневно, в наших рутинных делах.
Процессы цифровизации общества открывают новые способы и методы для повышения качества предоставления услуг и производства продукции предприятий. Однако при этом появляются и новые проблемы. Возникают вопросы кибербезопасности, защиты персональных данных, доступности и понятности современных цифровых технологий для всех слоев населения и прочие.
Сегодня повышение конкурентоспособности - это повышения уровня соответствия предприятия ожиданиям и требованиям рынка и потребителей.
Объект исследования: процесс цифровизации предприятий для обеспечения их конкурентоспособности.
Предмет исследования: анализ влияния цифровизации на процессы повышения конкурентоспособности предприятий. Детальное исследование технологических инноваций в данной области, а также независимая оценка эффективности и доступности цифровых сервисов для граждан и предпринимателей.
Целью работы является анализ влияния цифровизации на формирование конкурентных преимуществ современных предприятий.
Достижение сформулированной цели предполагается посредством решения ряда задач:
- рассмотреть понятие цифровизация и ее особенности;
- определить сущность конкурентоспособности предприятий;
- рассмотреть стратегии использования цифровых технологий для повышения конкурентоспособности;
- изучить методы оценки уровня цифровой зрелости предприятия;
- провести обзор рейтингов и исследований цифровой трансформации предприятий;
- рассмотреть кейсы предприятий с успешным внедрением цифровых технологий;
- провести факторный анализ;
- провести SWOT-анализ;
- разработать рекомендации по улучшению конкурентоспособности предприятий с помощью цифровых технологий.
Основой для теоретической части работы послужили научные работы и данные российских и зарубежных исследователей и специалистов в вопросах цифровой информационной поддержки предприятий для повышения их конкурентоспособности. В частности, были использованы труды Е.А. Авербуха, В.Ю. Войтович, И.З. Гелисханова, И.А. Земсковой, Д.Ю. Знаменского, А.В. Кочеткова, И.Н. Рычковой, Ю.Н. Туганова и др.
Для проведения исследования использовались следующие методы:
эконометрические методы сегментации и управленческие (SWOT, PEST), методы финансового анализа.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЦИФРОВИЗАЦИИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
1.1 Понятие цифровизация и ее особенности
В российском обществе и экономике понятие цифровизации сало одним из самых часто употребляемых и модных. Более того, цифровизация обозначена руководством страны как один из национальных проектов, реализуемых с 2019 по 2024 годы. Однако законодательно данный термин пока не определен. Поэтому проведем исследование научной литературы и отраслевых порталов.
На портале «Люди Роста» термин «цифровизация» представлен как: «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» . Тем самым определена значимость цифровизации для каждого члена общества и указан механизм проводимых изменений «оцифровка». Однако, понятие «оцифровки» не раскрывается. Далее подразумевается, что это процесс изменения формата данных именно в электронно-цифровую форму, что позволит не только эффективно архивировать и хранить, но и оперативно и многосубъектно вести корректировку и наполнение этих данных для целей организации, а также транспортировать их (или их части) через разные каналы.
В своей научной статье Плотников В. А. трактует расшифровывает термин «цифровизация» в двух составляющих: цифровизация — это процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности . В данном определении подчеркивается процессуальный аспект цифровизации, в котором перечислены те процессы работы с данными, которые происходят в процессе цифровизации: генерация, обработка, передача, хранение и визуализация.
Второе определение: «Цифровизация - это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений . Здесь автор обозначил причинно-следственную связь и обозначил что именно развитие технических возможностей и программных решений для обмена информацией привело к необходимости цифровизации и активации данного процесса в разных отраслях и сферах.
Высшая школа экономики (ВШЭ) разделяет термин «цифровизации» на два: в широком и узком смысле. Цифровизация — замена аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии . В широком смысле — процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей, ранее выполнявшихся людьми и организациями .
Вышеуказанные определения выделяют формирование особой сферы взаимодействия самых разных субъектов – цифровой среды, которая становится объективно важной областью для всех участников социума. Однако, во всех вышеуказанных определениях не указаны цель и задачи цифровизации, что не формирует представление о том, для чего ее активно интегрируют в самые разные процессы и сферы деятельности. В то же время именно целевое назначение максимально точно выявляет значимость цифровизации и оно заключается в достижении прозрачности, надежности и эффективности управления данными чтобы повышать эффективность систем и субъектов, вовлеченных в процесс обмена.
Цифровизация — это сложный процесс, направленный на повышение эффективности работы организационных систем и отраслей, что достигается путем активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека и оптимизации работы с данными.
1.2 Конкурентоспособность предприятий
Современные ученые по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность», рассматривая его с разных аспектов. Можно выделить несколько подходов, отражающих многоаспектность данного явления (таблица 1).
Таблица 1 - Современные подходы к трактовке понятия «Конкурентоспособность предприятия»
В научных исследованиях, ставших классическими, большинство ученых (Завьялов П. С., Перцовский Н. И., Киперман Г. Я., Фатхутдинов Р. А.) конкурентоспособность субъектов предпринимательства рассматривают как стабильный процесс создания добавленной стоимости (цепочки стоимости) . В работах Егорова А.С. конкурентоспособность предпринимательского субъекта характеризуются в рамках «способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или фактическое превышение среднестатистической прибыли в соответствующей сфере бизнеса» .
Например, Н.В. Щеглова рассматривает ее как «комплексную характеристику, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. Конкурентоспособность предприятия - это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды» .
В результате проведенного анализа можно сформулировать комплексное определение конкурентоспособности - управленческое воздействие, направленное на создание условий и использование ресурсов предприятия для повышения его способности получать наибольший доход за определенный период в соответствующей сфере бизнеса или отрасли.
В теоретических источниках чаще всего конкуренция представлена контролирующим и оценивающим фактором эффективности деятельности предприятия. Для достижения конкурентоспособности принимаются усилия по изменению организационной структуры, реорганизации и обновления производства и ресурсной базы, обучение и развитие персонала, выход на новые рынке и переход на новые форматы .
В итоге конкуренция выступает залогом повышения эффективности предпринимательства и экономического роста в стране.
В широком смысле конкурентоспособность – это оценочная категория, включающая:
- возможность объекта выделяться в конкурентном окружении и тем самым конкурировать;
- возможность принимать управленческие решения по изменению определенных производственных, финансовых и маркетинговых параметров;
- возможность изменять позиционирование на рынке .
Учет всех вышеуказанных аспектов позволяет компании добиваться определенного положения на рынке и удовлетворять спрос конкретной категории потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Внутренняя отчетность ООО «РЕСО-Гарантия»
2. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. —– URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 29.02.2024)
3. Гилева Т.А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №1 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zrelost-predpriyatiya-metody-otsenki-i-upravleniya (дата обращения: 01.03.2024).
4. Дегтев Г.В., Гладилина И.П., Лабутина Н.Н. Цифровизация и управление закупками в процессе достижения социальных и экономических эффектов закупочной деятельности // Инновации и инвестиции. – 2020. - №5 – С.124-130.
5. Егоров А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятия в 2020-2021 годах // РЭБ. 2021. №3 (83). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-i-konkurentosposobnost-predpriyatiy-v-2020-2021-godah (дата обращения: 01.03.2024).
6. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.
7. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. — 2018 – С. 55-59.
8. Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 57-59.
9. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.
10. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике / В. А. Плотников [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «Киберленинка». — Санкт-Петербург, 2018. — Режим доступа: file:///C:/Users/Home_ %D0 %9F %D0 %9A/Downloads/tsifrovizatsiya-proizvodstva-teoreticheskaya-suschnost-i-perspektivy-razvitiya-v-rossiyskoy-ekonomike.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
11. Фатьянов И. Цифровые экосистемы и страхование. Страхование сегодня. [Электронный ресурс]. - URL: info.ru/InnoIns/2018/presentations (дата обращения: 15.03.2023).
12. Цифровая трансформация: новые вызовы для бизнеса и руководителей компании [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики Кочубей центр. — Режим доступа: https://kc.hse.ru/2018/05/15/cifrovaya-transformaciya-novye-vyzovy/ (дата обращения: 15.03.2024).
13. Цифровизация экономики в России [Электронный ресурс] - URL: https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovizatsiya-ekonomiki-v-rossii/ (дата обращения: 16/03/2024)
14. Широких Ю.В. Инновации в страховании жизни: инвестиционное страхование // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 185-188
15. Юлдашев Р.Т., Логвинова И.Л. Влияние цифровизации на развитие национальных страховых рынков на постсоветском пространстве // Страховое дело. – 2021. – № 2 (335). – c. 43-53.
16. Aptikasheva P.R., Mishura L.G. IMPACT OF DIGITALIZATION ON BUSINESS ENVIRONMENT // Экономика и экологический менеджмент. 2021. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/impact-of-digitalization-on-business-environment (дата обращения: 23.03.2024).
17. Krotenko T. Yu. COVID-19 PANDEMIC AS A TRIGGER FOR DIGITALIZATION OF THE SOCIETY, STATE AND BUSINESS // Управление. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covid-19-pandemic-as-a-trigger-for-digitalization-of-the-society-state-and-business (дата обращения: 24.03.2024).
18. Maiorova K.S. TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL BUSINESS PLATFORMS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION // МНИЖ. - 2021.- №12-4 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformation-of-industrial-business-platforms-in-the-context-of-digitalization (дата обращения: 26.03.2024).
19. Olha Zinchenko, Irina Privarnikova, Alla Samoilenko ADAPTIVE STRATEGIC MANAGEMENT IN A DIGITAL BUSINESS ENVIRONMENT // Baltic Journal of Economic Studies. 2022. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptive-strategic-management-in-a-digital-business-environment (дата обращения: 26.03.2024).
20. Skripkin I.V., Shishkov P.O. DIGITALIZATION AS A KEY COMPONENT OF THE GENERAL STRATEGY OF BUSINESS DEVELOPMENT // Хроноэкономика. 2022. №2 (36). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digitalization-as-a-key-component-of-the-general-strategy-of-business-development (дата обращения: 27.03.2024).
21. Usmonov Toxir Zokirjanovich ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE DIGITAL ECONOMY // SAI. 2022. №A3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issues-of-the-development-of-small-businesses-in-the-digital-economy (дата обращения: 27.03.2024).
22. Smetanina T.V. THE INFLUENCE OF BASIC ECONOMIC CONCEPTS ON THE ASSESSMENT OF THE CONFORMITY OF THE PRICE AND QUALITY OF PRODUCTS AND SERVICES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF TECHNOLOGICAL PROCESSES // International journal of professional science. 2020. №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-influence-of-basic-economic-concepts-on-the-assessment-of-the-conformity-of-the-price-and-quality-of-products-and-services-in (дата обращения: 27.03.2024).